1. В Центре социально-психологического сопровождения «Цель» используются самые современные психотерапевтические техники и методики, направленные на решение широкого спектра психологических проблем: проработку различных эмоциональных и личностных проблем, коррекцию деструктивных моделей поведения и повышение уровня социально-психологической адаптации наших клиентов.
Основные направления работы с пациентами
-
Непрерывное сопровождение врачом психиатром-наркологом;
-
Мотивация на лечение: методы преодоления психологических защит (эмоционально-когнитивные и суггестивные техники);
-
Методы трансактного анализа;
-
Суггестивные методы терапии: аутотренинг, основы саморегуляции, медитация;
-
Технология биоуправления: Методика Биологическая обратная связь (БОС);
-
Символодрама; Арт терапия;
-
Гештальт-терапия;
-
Когнитивно-поведенческая терапия;
-
Телесно-ориентированная терапия;
-
Групповые методы терапии: Программа 12 шагов; Семейно-ориентированная психотерапия: психотерапия созависимого поведения.
Команда специалистов Центра состоит из:
кандидата психологических наук, кандидата медицинских наук, клинических психологов высшей категории, социальных психологов.
Пациенты проходят реабилитацию в комфортных условиях:
- Размещение в двух и трехместных номерах.
- Осуществляется четырехразовое питание.
- Пациенты регулярно проводят время на свежем воздухе, участвуя в терапевтических, спортивных, а также досуговых мероприятиях.
Организована работа с родственниками пациентов:
- Психотерапевтические группы для созависимых (интерактивные занятия, лекции, тренинги) еженедельно.
- Семейные сессии (психокоррекция внутрисемейных отношений).
2. Программа реабилитации:
Прием и размещение пациента осуществляется на основании личного заявления. Оформление проводится консультантом. При приеме пациента его данные вносятся в журнал учета, выдаются необходимый для прохождения Программы материал, спальное место, средства личной гигиены и пр. К каждому вновь прибывшему клиенту прикрепляется наставник из числа пациентов, находящихся на более поздних этапах реабилитации, для получения поддержки и снятия эмоционального напряжения, связанного со сменой обстановки.
Программа Центра «Цель» включает в себя параллельную работу по двум направлениям:
1) Индивидуальная траектория реабилитации, разработанной с учетом психоэмоциональных и личностных особенностей человека;
2) изучение основ 12-шаговой программы для химически зависимых с условием психологического сопровождения.
Цель Программы
- оказание помощи химически зависимым людям, создание возможностей для прекращения употребления наркотических средств и психотропных веществ, их физическая, психологическая, социальная и духовная реабилитация.Задачи Программы:
• Выработка устойчивой поведенческой саморегуляции, позволяющей испытывать радость и удовлетворение от трезвой жизни;• Формирование у зависимых стабильной мотивации на отказ от употребления наркотических средств и психотропных веществ;
• Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни;
• Создание условий для пожизненного прекращения химически зависимыми людьми употребления наркотических средств и психотропных веществ;
• Обучение навыкам своевременно предотвращать рецидивы заболевания;
• Возвращение (формирование) утраченной системы ценностных норм и ценностной.
1 Диагностико-мотивационный этап
На данном этапе проходит адаптация реабилитируемого в Центре. Вновь поступивший имеет возможность постепенно осваиваться в новых для него условиях, не включаясь активно в реабилитационный процесс, а пребывая в нем на правах гостя.Постепенно преодолевает коммуникативные барьеры, учится обращаться к другому с просьбой, оказывать поддержку, здоровым образом реагировать на критику в свой адрес и т д.
Также получает психологическую помощь в виде беседы или контактной группы, с участием психолога, консультанта.
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКО-МОТИВАЦИОННОГО ЭТАПА:
1. Составление анализа истории жизни реабилитируемого
Цель: сфокусировать внимание сотрудников Центра на определенных наиболее прогностически-значимых характеристиках реабилитируемого, получить оценку статуса реабилитируемого (оценка нужд реабилитируемого, его проблем) и использовать решающее правило построения долгосрочного прогноза сохранения трезвости у реабилитируемого в период становления ремиссии, и решении такого вопроса как разработка индивидуальной траектории реабилитации для каждого участника Программы.
2. Первичное патопсихологическое обследование реабилитируемых и составление заключения по его результатам
Этапы проведения патопсихологического обследования:
- Наблюдение за поведением реабилитируемого: характеристика контакта; эмоциональные проявления (эмоциональный фон); особенности речи; сохранность критики по отношению к своим действиям и суждениям.
- Выявление при помощи ряда специально подобранных, диагностических методик, особенностей протекания основных психических процессов (описываются как нарушение психических процессов, так и сохранные стороны психической деятельности): нарушения внимания, динамики мнестической деятельности, проявления интеллектуально-мнестических нарушений, расстройства эмоционально-поведенческой сферы.
- Определение типа мотивации реабилитируемого (с целью спрогнозировать темп работы по Программе, какие задания будут даваться легче, а какие, возможно, вызовут трудности).
- Определение уровня реабилитационного потенциала (с помощью Шкалы оценки уровня реабилитационного потенциала, которая имеет терапевтическую и медико-социальную перспективы).
- Составление общего заключения по результатам патопсихологического обследования.
Дополнительная цель, связанная с составлением анализа истории жизни и первичного патопсихологического обследования — сообщение результатов другим специалистам и членам реабилитационной команды для совместного выявления и обсуждения проблемных социально—психологических полей реабилитируемого, и возможных способов их коррекции.
3. Психологическое сопровождение реабилитируемого
Помимо написания аналитических заданий участник Программы на этом этапе принимает участие в различной групповой работе, предусмотренной расписанием: занятия (лекции с тематическими тренингами), групповые мониторинги, «час самоизучения», патопсихологическое исследование, индивидуальное консультирование.
При психологическом сопровождении учитывается, что реабилитируемый, особенно в начале прохождения Программы, обнаруживает в себе рассогласование между частями своего «Я» (в первую очередь между «Я-реальным» и «Я-идеальным»). Поэтому основная задача психолога – обеспечить этот недостающий уровень приятия. Обеспечение принятия реабилитируемого осуществляется благодаря позитивному вниманию к его персоне, эмпатического понимания его внутреннего мира. Со стороны психолога крайне необходимо проявление таких качеств, как эмпатия по отношению к реабилитируемому, т.е. способность к сочувствию, сопереживанию, пониманию и безоценочному принятию. В таком случае, можно надеяться, что в дальнейшем реабилитируемый также научится подобному типу отношений, что, в свою очередь, будет содействовать его личностному росту.
2 Коррекционный этап
На данном этапе серьёзное внимание уделяется формированию у реабилитируемого ответственного поведения. Если на предыдущем этапе Программы одну из основных ролей в организации процесса выполняли психологи, и доминирующими методами работы с зависимыми являлась психодиагностика, то на следующих этапах реабилитации более активную позицию постепенно начинают занимать консультанты по химической зависимости, обучающие участника Программы ответственным ролям.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ЭТАПА:
1. Подготовительный этап к написанию заданий в формате Программы
Каждому реабилитируемому предлагается в рамках аналитических заданий в общих чертах описать разрушительное поведение, вызванное его/ее зависимостью, с целью совмещения концепции болезни зависимости с собственной жизнью и более полным осознанием развившегося бессилия перед наркотиками/алкоголем, которые сделали жизнь неуправляемой.
2. Формирование навыка самоорганизации
Так как самоорганизация подразумевает под собой мотивацию и четкое осознание своих действий, сотрудники, опираясь на собственный опыт трезвости, обучают участников Программы навыкам анализа собственного эмоционального состояния и поведения и управления негативными эмоциями (дневник чувств, экспресс-анализ, аналитические задания, выполнение ответственных ролей).
3. Образовательный цикл для реабилитируемых (лекции, фильмотерапия)
На данном этапе реабилитации в рамках фильмотерапии в РЦ организовывается профилактическая неделя, на протяжении которой реабилитируемым предлагаются для просмотра фильмы, рассказывающие о том, что должен знать каждый, а именно как не заболеть самому и как жить рядом с людьми с диагнозом гепатит «В», гепатит «С», что такое вирус иммунодефицита человека и чем он опасен, как можно заразиться вирусными гепатитами, к каким последствиям приводит нелеченый вирусный гепатит, что необходимо предпринимать, если результаты анализов на ВИЧ или гепатит положительные и т.д. Наша жизнь пронизана информацией, формирующей наше мировоззрение и поведение. Многие люди считают, что знают о данных заболеваниях все, но из-за недостатка точной информации в их представлениях преобладают мифы, иногда основанные лишь на крупицах правды.
Включение профилактической недели в Программу социально-психологического сопровождения необходимо, поскольку вокруг проблемы ВИЧ, гепатит, всегда существовало и продолжает существовать множество слухов, а для реабилитируемых эта проблема особенно актуальна, поскольку именно они и составляют в основном группу риска по заболеванию данными инфекциями.
4. Психологическое сопровождение реабилитируемого
Помимо написания аналитических заданий реабилитируемые, на данном этапе, принимают участие в различной групповой работе, предусмотренной расписанием: тренинги, групповые мониторинги, утренние и вечерние собрания группы, лекции, группы поддержки и малые психотерапевтические группы. Следует отметить, что все перечисленные мероприятия, реабилитируемые регулярно посещают на всех этапах Программы социально-психологического сопровождения.
Задачами же психолога на коррекционном этапе является психологическая поддержка участника Программы при подготовительной работе по Шагам, помощь в разрешении психологических проблем, препятствующих выполнению ответственных ролей, организация и проведение семейной психотерапии (консультирования родственников реабилитируемого).
5. Процесс самоизучения на данном этапе направлен на формирование внутренней мотивации у участников Программы на личностные изменения, что является первым шагом к выздоровлению. По сути, реабилитируемый совершает выбор между двумя своими «Я» — патологическим и здоровым. Задача реабилитируемого — научиться сдерживать или нейтрализовать проявления болезни и развивать здоровую часть личности через реализацию ее потенциалов. Поэтому, на данном этапе, реабилитируемые, в процессе участия в специально подобранных тренингах, направленных на работу с телесным осознанием, восстановлением целостности, образа «Я» и самооценки, изучают свои индивидуально-личностные особенности.
6. Собеседование
Для перевода участника Программы с одного этапа на другой, ему необходимо пройти собеседование (экзамен), в котором принимают участие все сотрудники Центра, а также могут принимать участие реабилитируемые, находящиеся на стабилизационном этапе. У экзаменуемого должны быть выполнены все аналитические задания, предусмотренные коррекционным этапом, стоять отметки в личном табеле о сдаче всех индивидуальных заданий, а также экзаменуемый должен ответить на ряд вопросов, указанных в экзаменационном листе. Если по каждому из этих пунктов нет существенных нарушений, принимается решение о переводе участника Программы на следующий, стабилизационный этап. Критериями анализа результативности работы участника Программы на данном этапе являются, в том числе, степень формирования ответственного поведения и проявления инициативы и активности в вопросах организации личного досуга и жизнедеятельности Центра.
3. Стабилизационный этап
Дойдя до стабилизационного этапа Программы социально-психологического сопровождения, реабилитируемые достигают следующих целей: осознание болезни,
признание собственного поражения в борьбе с пристрастием и необходимость обращения за помощью к людям. Дальнейшее продвижение по Программе происходит в формате путеводителя реабилитируемого к самому себе, возвращая его утраченные возможности – соматическое и психическое здоровье, семью, карьеру, увлечения, духовные ценности. Психокоррекция на стабилизационном этапе направлена, в основном, на решение межличностных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ЭТАПА:
На данном этапе акцент делается на актуализацию ресурсов выздоровления, разрешение
внутри- и межличностных конфликтов, профилактику срыва и распознавание его
предвестников, установление границ безопасности, гармонизацию семейных отношений,
вопросы дальнейшей социальной адаптации, формирование навыков совладания с «тягой».
1 Психологическое сопровождение реабилитируемого:
Программа этого этапа направлена на закрепление достигнутых результатов предыдущих этапов и постепенный переход на более самостоятельное функционирование в более открытой социальной среде.
На стабилизационном этапе продолжается вовлечение родителей и ближайшего окружения участника Программы в реабилитационный процесс. С этой целью проводятся семейные консультации с участием психологов и остальных сотрудников Центра, направленные на разрешение систематических конфликтных ситуаций в семье, планирование социальных задач, разработку положений Семейного договора. В этой работе активно используются результаты психологического обследования реабилитируемого, анализа его поведения (достижений и промахов) в процессе прохождения Программы социально-психологического сопровождения.
2 Процесс самоизучения: направлен на повторную диагностику с дальнейшим обсуждением результатов сравнительной и повторной диагностик и разработку предварительного плана прохождения индивидуальной Программы постреабилитационного сопровождения (ПРС) с учетом пожеланий реабилитируемого. При разработке Программы постреабилитационного сопровождения учитывается, что в начале прохождения Программы с ресоциализантом будет проводиться дополнительное диагностическое исследование на предмет изучения сферы его жизненных ценностей и интересов; профессиональной сферы и сферы построения отношений. После совместного обсуждения результатов и с учетом предварительного плана прохождения Программы, для ресоциализанта разрабатывается индивидуальная траектория ресоциализации.
3 Переход на этап постреабилитационного сопровождения
(Групповое собеседование)
Переход на этап постреабилитационного сопровождения – процедура, напоминающая праздник. Это всегда значимый момент, сопровождающийся переживаниями всех участников группового процесса. Это делается на общем собрании, где присутствует вся семья. Переходящий на этап постреабилитационного сопровождения реабилитируемый находится в центре внимания, вся семья высказывается о нём, подчёркиваются сильные стороны выпускника, выражаются свои пожелания.
Далее, по результатам работы реабилитируемого на третьем этапе проводится групповое собеседование, в котором помимо основных участников данного мероприятия участвует куратор Программы постреабилитационного сопровождения. Также переход на данный этап сопровождается экзаменационными вопросами и написанием «Индивидуального плана выздоровления».
4 Этап постреабилитационного сопровождения
Этап постреабилитационного сопровождения предназначен для того, чтобы обеспечить безопасность возвращения резидента в неоднозначную, с точки зрения выздоровления, социальную среду. Программа постреабилитационного сопровождения поможет выздоравливающему амортизировать нередко болезненное вхождение в реальность, позаботиться о том, чтобы мысли и поступки оставались трезвыми и ясными.
Задача этапа постреабилитационного сопровождения: возвращение людей, зависимых от психоактивных веществ, к полноценной социальной и гармоничной психологической трезвой жизни.
Цели этапа постреабилитационного сопровождения (закрепление положительных результатов, полученных во время реабилитационного периода):
• стабилизация внутреннего состояния резидента;
• обучение решению жизненных задач без употребления психоактивных веществ;
• обучение навыкам самостоятельного выбора пути дальнейшего развития и выздоровления;
• профилактика срывов и рецидивов заболевания.
Таким образом, в целом, при разработке нашей Программы мы исходили из необходимости формирования многоуровневой системы, обеспечивающей восстановление социального статуса зависимых, улучшения качества их жизни, которые подчеркнуты на государственном уровне - в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Поэтому, по завершению прохождения Программы социально-психологического сопровождения наши резиденты обладают не просто теоретическими, а что очень важно именно практическими «инструментами» работы со своим состоянием и навыками взаимодействия с миром.
Основные принципы организации работы ЦСПС «Цель»:
• Легитимность – наша деятельность осуществляется в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
• Добровольность – добровольное согласие зависимого на участие в реабилитационном процессе.
• Адресность – разработка индивидуальной траектории реабилитации и ресоциализации для каждого участника Программы. Наличие женских групп, групп для людей престарелого возраста.
• Морально-этическая ценностная ориентация реабилитационного сообщества – ориентация на жизненные ценности и моральные установки.
• Комплексность – единство биологической, психической, социальной и духовной сфер.
• Гуманность – обязательное уважение человеческого достоинства всех участников Программы.
• Успешность – важность обеспечения позитивной мотивации в процессе всей Программы выздоровления.
• Конфиденциальность – гарантия закрытости информации личного характера об участниках Программы.
• Открытость и доступность информации о работе Центра, возможность получения бесплатной консультации специалистов - Вы можете посетить наш Центр и увидеть все своими глазами, бесплатно получить консультацию психолога и задать все интересующие Вас вопросы. Ознакомиться с программой центра, документами и статистикой.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА:
* научно-исследовательская и образовательно-педагогическая работа, сотрудничество с научно-исследовательскими и учреждениями (Московским государственным психолог-педагогического университетом); регулярные публикации сотрудников Центра в ведущих научных журналах, участие в конференциях, в том числе с Международных.
* просветительская работа с населением (в рамках универсальной профилактики);
* коррекция действующих и разработка новых реабилитационных мероприятий;
* эффективность реабилитации на уровне 42% (с ремиссией более 3х лет, этот показатель соответствует лучшим мировым показателям эффективности).
* мониторинг новейших достижений в социальной психотерапии зависимостей и их внедрение в реабилитационную практику Центра.
* огромная методическая база (более 200 индивидуальных письменных заданий), которые подбираются в соответствии с потребностями каждого резидента.
* социальные места в количестве 15% от общего количества мест.
* площадка для приглашения иностранных специалистов в области зависимостей, организация Конференций.
* база по подготовке кадров для волонтерских движений.